Для детей 1-3 лет эффективными упражнениями для кистей рук являются игры с мелкими предметами, такие как собирание бусинок или мозаики. Эти занятия развивают координацию движений и ловкость пальцев, способствуя укреплению мышц кисти и повысив их тонус. Также полезно выполнять упражнения с мячом: катание небольшого мячика между ладонями или броски поможет развить силу рук и улучшить моторные навыки.
Укрепление плечевого пояса может обеспечить простое подтягивание рук вверх и движение их в стороны. Элементы простых танцевальных движений или игра в «птицу», когда ребенок поднимает руки и имитирует полет, также значительно способствуют развитию мышечной силы и гибкости. Эти занятия не только полезны, но и делают процесс физической активности интересным и увлекательным для детей.
- Упражнения развивают мелкую моторику рук и способствуют координации движений.
- Физическая активность укрепляет мышечный корсет плечевого пояса.
- Игровые формы занятий делают упражнения более привлекательными для детей.
- Регулярные занятия улучшают гибкость и подвижность суставов.
- Рекомендуется использовать простые предметы, такие как мячики и тканевые платки, для повышения интереса.
- Занятия должны быть короткими, с акцентом на удовольствие и развитие.
Формирование навыков мелкой моторики рук. Работа запястья
Безусловно, важнейшими аспектами являются навыки повседневной жизни: во время выполнения различных задач развивается мышечная координация, крепнет запястье, что позволяет сначала работать с опорой, а затем удерживать предметы в воздухе.
Возможно подобрать специальные игры и задания, которые будут направлены на целенаправленное развитие запястья.
Правообладатель:
Игры и физические упражнения
Носить предметы в положении ладонями вверх (супинация кисти)
- Переноска предметов различной формы, веса и материалов: пустой поднос, поднос с небьющимся инвентарём, поднос, наполненный мячиками.
- Переноска объектов с ручками: ведро с водой, кувшин, кружка, кастрюля, сковорода и прочие.
Вращательные движения в горизонтальной плоскости:
Скатывание бумаги, комбинации на коврике
Размешивать (варить кашку) Чем более густуй и вязкой будет то, что размешивает ребенок, тем лучше.
Вращательные движения с изменением положения кисти (смена пронации на супинацию)
Поворачивание дверных ручек
Отжимание или выкручивание белья после стирки
Открывать замок ключом
Зачерпывать и пересыпать ложкой: две мисочки поставить на поднос. Полная справа, пустая слева.
Выливание жидкости из кувшина (можно играть в ванной)
Дополнительные игры с кувшином или сосудами с ручками:
Переливание воды при помощи сосудов разной формы и размеров.
Переливание воды из большого сосуда в несколько маленьких.
Наливание воды через воронки различного размера в сосуды различного размера и формы.
Переливание воды при помощи шприца.
Рисование
Рисование круговых и спиральных узоров — сначала на столе, затем в воздухе на мольберте.
Упражнения для кистей рук и плечевого пояса у детей 1-3 лет играют важную роль в их физическом развитии. В этом возрасте мышцы и суставы активно развиваются, и правильная физическая активность поможет укрепить эти группы мышц. Я рекомендую использовать простые и игровые упражнения, такие как «Мышка в норке», где ребенок будет изгибать и разгибать пальцы, а также «Кубики», которые включают в себя перекладывание мелких предметов. Это способствует укреплению мелкой моторики и повышению общей координации движений.
Также стоит обратить внимание на упражнения для плечевого пояса. Например, «Мой любимый медведь», где дети имитируют движения медведя, катя шарик или прокладывая путь ладонями. Такие упражнения не только развивают силу мышц, но и помогают детям познавать окружающий мир через движение. Мягкие мячики, игрушечные палочки или даже полотенца можно использовать для создания интересных игровых заданий, которые укрепляют плечевой пояс и развивают гибкость.
Не забывайте, что важным аспектом является регулярность тренировок. Я рекомендую выделять 10-15 минут в день на подобные упражнения, чтобы формировать у ребенка любовь к активности. Приятные эмоции, которые дети испытывают во время игры, делают процесс обучения увлекательным и полезным. Таким образом, укрепление кистей рук и плечевого пояса не только улучшает физическое состояние, но и способствует гармоничному развитию ребенка в целом.
Специальные пальчиковые игры с поворотами кистей:
мы капусту рубим рубим
Мы натрем морковку
Мы засолим капусту
мы капусту жмем жмем.
Также можно попробовать более простые игры, такие как:
ребро ладони — кулачок: порубили, постучали
Много хороших игр вы найдете в книге: «Формирование навыков общения и речи» приложение 5 (автор приложения Е. Поле)
Дополнительная литература:
Предлагаем несколько видеороликов, которые помогут вам выбрать упражнения для развития вращательных движений рук — работы запястья.
В первом ролике Варя хорошо и координировано ловит рыбу, рука у нее на весу, но вращения запястья еще нет. Ладонь направлена вниз (пронация):
Во втором видео показано, как изменить хват предмета, чтобы активировать вращение запястья (ладонь направлена вверх — супинация).
Варя частично опирается на стол.
В следующем ролике демонстрируется, как можно вращать запястье уже в воздухе.
В следующем ролике вы увидите еще одно упражнение, которое развивает вращение кисти:
Любая подходящая активность может способствовать укреплению запястья. Например, упражнения для развития крупной моторики, в которых ребенок держит предметы в воздухе, помогают улучшить силу мускулатуры рук, плеч и, конечно, запястья.
Любая бытовая деятельность: собрать и сложить игрушки, вытереть пыль, перенести с места на место стульчик, открыть и закрыть кран,умыться, почистить зубы, помыть посуду — все бытовые действия, без исключения, развивают руку и готовят ее к точным координированным движениям, в том числе и к письму.
Навыки, которые развиваются у ребенка при создании аппликаций (резка, наклеивание, использование клея), требуют координированных действий обеими руками, разнообразного хвата и точных движений с вращением запястья.
Не менее важно, что малыш учится планировать свои действия: ставить перед собой цели или принимать те, что предлагает взрослый, и последовательно их достигать.
Разрезать целое на части и снова собрать
А здесь немного другая задача: вырезать рисунок сложно формы и наклеить его.
Роль пальчиковой гимнастики
Пальчиковая гимнастика используется в качестве оздоровительной профилактики, а в совокупности с точечным массажем нормализует нервно-гуморальные процессы и кровообращение.
Каждый палец воздействует на определенный орган:
- большой палец – активирует работу легких и мозга;
- средний – поддерживает функции печени;
- мизинец – нормализует сердечно-сосудистую систему;
- указательный – отвечает за состояние пищеварительной системы;
- безымянный – активизирует мочеполовую и нервную систему.
Эффективность развития мелкой моторики детей напрямую зависит от вовлеченности их рук и пальцев, что связано с речевыми навыками, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движения, находятся в взаимосвязи и развиваются параллельно.
Пальчиковую гимнастику можно проводить тремя основными способами:
- взрослый демонстрирует все движения сам, а ребенок наблюдает;
- малыш выполняет движения самостоятельно;
- взрослый делает гимнастику вместе с ребенком.
Основной целью гимнастики является гармоничное формирование детей. Выполнение пальчиковых движений способствует:
- развивает концентрацию внимания;
- возбуждает речевые центры мозга;
- нормализует эмоциональное состояние, обвиняя в повторении действий взрослых и осмыслении их речи;
- совместные упражнения с проговариванием стихов делают речь малыша более яркой и выразительной;
- улучшается контроль за собственными действиями;
- развивается память и мышление;
- пальчиковые упражнения стимулируют воображение и креативность;
- гимнастика улучшает гибкость, подвижность и силу рук, подготавливая их к письму.
Специалисты в области неврологии рекомендуют начинать занятия с массажа ладоней, плавно переходя к спиралевидным движениям, постепенно двигаясь к тыльной стороне кисти. Все движения должны быть последовательными, размеренными и с легким нажимом, чтобы усилить воздействие на рефлексные точки.
В центральной части ладони расположена точка, отвечающая за рефлекторную зону тонкого кишечника
По мнению большинства специалистов, пальчиковая гимнастика чрезвычайно полезна и эффективна для детей любого возраста.
Комплекс гимнастики для детей включает:
- ежедневное массирование пальцев и кистей в течение 3–5 минут;
- поглаживание и растирание ладошек вверх и вниз;
- втирание и разминание каждого пальца сначала вдоль, а затем поперек;
- спиралевидное растирание пальцев;
- начиная с 10 месяцев, можно усложнять упражнения и предлагать малышу катать между ладонями палочки и шарики разного диаметра;
- лепка из пластилина или глины, а также рвать бумагу благоприятно сказываются на моторике;
- перекладывание небольших предметов одной рукой или обеими, внимательно следя за ребенком;
- перекладывание мелких предметов (бусинок, пуговиц и т.д.) из одной коробки в другую одной или обеими руками;
- малыш может повторять движения, которые ему показывает один из родителей.
Также рекомендуется введение пассивных упражнений, когда взрослый сгибает и разгибает пальцы малыша, произнося ритмичные фразы. Важно, чтобы все занятия включали и пальцы, и кисти.
Гимнастика для детей от 6 месяцев до 1 года
Многие родители считают, что упражнения для пальчиков можно начинать не ранее, чем малышу исполнится 1 год. Это мнение в корне неправильно, ведь существуют специальные занятия с пальчиками, которые выполняются с шестимесячного возраста малыша.
Объекты, используемые в игровых занятиях с детьми, должны быть безопасными.
Одним из таких упражнений является игра « Строительство домика для гномов». Занятие с ребенком должно проходить в непринужденной, доброжелательной обстановке. В ходе гимнастики взрослый человек подготавливает несколько брусочков, кубиков и других подручных материалов, которые будут помогать в игре и общении с детьми.
Сначала ребенку демонстрируется яркий цветной кубик, который кладется рядом, затем взрослый проговаривает историю или сказку, в которой присутствует соответствующая тема. После этого взрослый начинает расставлять кубики, стараясь привлечь внимание ребенка к этому процессу.
После нескольких занятий малыш будет самостоятельно повторять действия, производимые родителями и совсем неважно, как он это будет делать. Главное – это сконцентрировать его внимание и обязательно хвалить, так как эмоциональная составляющая крайне важна для детей.
Подобные пальчиковые занятия вызывают интерес у детей, а при выполнении игровых упражнений родителям следует особое внимание обращать на реакцию малыша. Если он не может самостоятельно выполнить действие, нужно обязательно ему помогать.
Комплекс упражнений утренней гимнастики для мышц плечевого пояса и рук
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, смотреть вперед. Выполнение: 1- наклон головы к правому плечу, не поднимая плеч. 2- вернуться в исходное положение. 3- наклон головы к левому плечу, не поднимая плеч. 4- вернуться в исходное положение
Упражнение «Птички»:
Публикация «Комплекс упражнений утренней гимнастики для мышц плечевого пояса и рук» размещена в разделах
- гимнастика для детей. Утренняя зарядка и оздоровительные мероприятия
- сценарии различных праздников и развлекательных мероприятий
- темы для занятий
Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Выполнение: развести руки в стороны и помахать ими, чередуя широкие махи («как орел») и маленькие («как воробушек»). Опустить руки.
Упражнение «Поезд едет» :
Исходное положение: ноги немного расставлены, руки свободно опущены. Выполнение: сгибание и разгибание рук в локтях с круговыми движениями, как будто крутите колеса паровоза.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики, направленной на укрепление мышц тела.
Упражнение «Птички поют» :
Исходное положение: ноги шире плеч, руки опущены вниз. Выполнение: наклон вперед, отведение рук назад и произнесение: «карр», затем возвращение в исходное положение.
Упражнение «Смотрим в окошко» :
Исходное положение: сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях. Выполнение: наклон вперед, руки немного согнуть в локтях; повороты головой вправо-влево (будто выглядываем в окошко). В конце упражнения выпрямиться.
Упражнение «Охи-вздохи»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: 1 – поворот вправо, разведение рук в стороны с произнесением: «Ох!». 2 – возврат в исходное положение. То же самое влево.
Комплекс упражнений утренней гимнастики для мышц ног
Упражнение «мячик»
Произвольные подскоки на месте в сочетании с ходьбой.
Упражнение «с горки на горку»:
Полуприседания, чередуемые с ходьбой — будто поезд едет с горки на горку.
Упражнение «Струнка»:
Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Выполнение: подняться на носки, вытянуться вверх (как струнка, вернуться в исходную позицию.
Комплекс упражнений утренней гимнастики : общеукрепляющие упражнения
На этом этапе утренней гимнастики дети расслабляют мышцы и восстанавливают нормальный темп дыхания. Упражнения делают в течение 3-4 минут.
Общий комплекс утренней гимнастики может включать дыхательные упражнения, разминку для глаз и пальцев, а также упражнения для предупреждения плоскостопия. Можно даже сделать обтирания холодной водой!
Дыхательные упражнения
«Воздушный шарик» (диафрагмальное дыхание)
Исходное положение: стоя, ладонь на животе. Выполнение: на вдохе живот выпячивается вперед, затем задержка дыхания. Выдох через слегка сжатые губы, произнося звук [с]. Повторить 3 раза.
«Насос» (тренировка мышц)
Исходное положение: стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Выполнение: Наклониться вниз с прямыми ногами, сделать выдох, произнося звук [ш]. Выпрямляясь, сделать вдох через нос. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнения для поддержки правильной осанки.
Лежа на животе, оторвать плечи от пола, руки развести в сторону. Затем положить на голову мешочек, набитый песком, и с этим снарядом походить (просто так, затем на носках, на пятках, сесть на пол и встать.
Упражнения для правильного формирования стопы
Сидя, перекладывать с места на место мяч, захватив его ступнями ног.
Соберите пальцами ног веревочку, разложенную на полу.
Как канатоходец, походить (боком и прямо) по лежащей на полу палке.
Дыхательные гимнастические упражнения
Подходит для детей 4-5 лет.
Во время зарядки для детей этого возраста необходимо выполнять дыхательные упражнения в начале и в конце занятия, повторяя их после каждых 2-3 упражнений.
Упражнение «подсолнух»
Начальное положение: стоя, руки свободно направлены вдоль тела.
На счет 1 руки вверх, правую ногу назад на носок, вдох;
2 вернуться в исходное положение, выдох;
3 руки вверх, левую ногу назад — на носок, вдох;
На счет 4 вернуться в исходное положение, сделав выдох.
Повторить это упражнение 2-3 раза.
Упражнение «ширина-высота»
Исходное положение: стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч.
На счет 1-2 разведите руки в стороны, сделав вдох;
3-4 – вернуться в исходное положение, выдох;
На счет 5-6 поднимите руки вверх, вдохните;
7-8 вернуться в исходное положение, выдох
Повторите это упражнение 3-5 раз.
Гимнастические упражнения для рук детей 4-5 лет
Упражнение «катушка»
Исходное положение: стоя, руки в стороны.
На счет 1-4 вращаем кистями вперед;
Повторите данное движение 1-2 раза.
Упражнение «колеса»
Исходное положение: стоя, руки в стороны.
На счет 1-4 вращаем руками вперед;
Повторите это упражнение 1-2 раза.
Упражнение «ножницы»
Исходное положение: стоя, руки вперед.
На счет 1-4 скрещивайте выпрямленные руки.
Повторите это упражнение 5-7 раз.
Упражнение «силачи»
Исходное положение: стоя, кисти рук на уровне плеч.
На счет 1 сведите локти вперед и крепко сожмите кулаки;
2 вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 5 раз.
Гимнастические упражнения для спины детей 4-5 лет
Упражнение «кто там?»
Исходное положение: стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
На счет 1 поверните голову вправо;
2 вернуться в исходное положение;
3 повернуть голову налево;
На счет 4 вернитесь в исходное положение.
Повторите данное упражнение 5 раз.
Упражнение «маятник»
Исходное положение: стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
На счет 1 наклонить туловище влево;
2 вернуться в исходное положение;
3 наклон туловища вправо;
На счет 4 вернуться к началу.
Повторите это упражнение 5 раз.
Укрепить мышцы спины детей 4-5 лет помогут упражнения для осанки, занятия спортом.
Гимнастические упражнения для детей 4-5 лет.
Упражнение «шаг за шагом»
Исходное положение: стоя.
Ходьба с рисованием строевого шага в течение 30 секунд.
Упражнение «непоседа»
Исходное положение: стоя, руки опущены.
10 с ходьба, руки – в стороны;
10 секунд ходьбы с поднятыми руками;
10 с ходьба, руки – в стороны;
10 с ходьба, руки опущены
Повторите это упражнение 2-3 раза.
Упражнение «приседания»
Исходное положение: стоя, руки опущены.
На счет 1 опуститесь в присед, руки вперед, спина прямая, пятки не отрывать от пола;
2 вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 6-8 раз.
Упражнение «прыжки»
Исходное положение: стоя, руки на поясе.
Прыжки на правой ноге 2-3 раза;
Повторите это упражнение 3-4 раза.
Чтобы укрепить ноги малышей 4-5 лет, полезны упражнения для стоп, подвижные игры и занятия спортом.
Гимнастика для развития гибкости у детей 4-5 лет
Упражнение «наклоны до пола»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч.
На счет 1-2 – наклон, постараться коснуться носка правой ноги;
Ноги не сгибать!
3-4 вернуться в исходное положение;
На счет 5-6 наклонитесь, попробуйте коснуться носка правой ноги;
7-8 вернуться в исходное положение
Упражнение «тянемся-потянемся»
Для выполнения этого упражнения вам понадобится гимнастический коврик.
Исходное положение: сидя, ноги шире плеч.
На счет 1-2 – потянутся к носку правой ноги;
Ноги должны оставаться прямыми!
3-4 – вернуться в исходное положение;
5-6 – потянутся к носку левой ноги;
7-8 – вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 3-5 раз.
Гимнастические упражнения для развития координации у детей 4-5 лет
Упражнение «лыжники»
Исходное положение: стоя.
На счет 1-4 – на месте, имитируя движение при ходьбе на лыжах.
Повторите это упражнение 3-4 раза.
Упражнение «вверх-вниз»
Исходное положение: стоя руки – вперед.
На счет 1 – правая рука – вверх, левая – вниз;
Повторите это упражнение 6-8 раз.
Для развития координации у детей 4-5 лет также отлично подойдут упражнения «непоседа», «прыжки», подвижные игры с мячом и занятия спортом.
Публикации по теме:
Упражнения для верхнего плечевого пояса Упражнения для верхнего плечевого пояса (для детей старших дошкольных групп и младшего школьного возраста) Формирование правильной осанки.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики. Утренняя зарядка помогает организовать плавный переход от сна к бодрствованию. Она способствует поддержанию энергии и работоспособности.
Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательных упражнений для старшей группы: «На море». Цель: • укрепление дыхательной системы.
Комплекс утренней гимнастики «Фантазёры» Вводная часть: 1. Построение в шеренгу, колонну 2. Ходьба —на носках, руки в стороны —на пятках, руки на пояс —на внешней стороне стопы.
Комплекс утренней гимнастики «Кружащиеся снежинки» с включением дыхательных упражнений. Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Обучение детей выполнению дыхательных упражнений. 2. Развитие у детей.
Комплекс утренней гимнастики в младшей группе Комплекс утренней гимнастики в младшей группе «Весёлая физкультура» Цель: способствовать формированию двигательных навыков детей и пробуждению.
Комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе «Зоопарк» I. Вводная часть. Собирайся-ка, народ, Ходьба обычная друг за другом. Отправляемся мы в путь. Ходьба перекатом с пятки на носок, руки на.
Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Транспорт». I. Вводная часть. 1. «Едем по улице» — ходьба с использованием гимнастического шага. 2. «Едет грузовик» — ходьба с притопыванием и круговыми вращениями.
Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Цветы» I. Вводная часть. Светлым лесом, желтым лугом Ходьба обычная. Мы шагаем друг за другом. Чтоб цветы нам не помять, Нужно ноги поднимать.
Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Мы — моряки» I. Вводная часть. Ходьба друг за другом, на прямых ногах, с поворотом в другую сторону по сигналу, со сменой ведущего, по диагонали, приставным.
МАССАЖ РУК РЕБЁНКУ ДО ГОДА
Масаж рук и прочие манипуляции с руками часто не вызывают у малышей радости. Они воспринимают это как ограничение свободы и протестуют. Поэтому мамы, проходящие мой онлайн-курс, часто сообщают, что их малыши не позволяют делать массаж рук и могут ли пропустить этот этап?
Давайте разберемся, действительно ли массаж рук важен для ребенка до года или его можно игнорировать?
Зачем делать массаж рук ребёнку?
В 2-3 месяца ручки ребёнка оказываются у него во рту. Возникает контакт рука-рука-рот. Это говорит о том, что ребёнок нашел центральную ось своего тела и уверенно держит равновесие, лежа на спине.
Далее следует следующий этап. Примерно в 4,5 месяца ребенок сможет тянуться левой рукой к своему правому плечу через центр тела. Это значит, что его руки начнут пересекать центральную ось, что является толчком к развитию важного двигательного навыка – переворота на живот.
Но переворот может случиться и раньше, когда поднятые вверх ножки перевесят в какую-нибудь сторону, и тело довернется вслед за ними.
Процесс этот настолько индивидуален у каждого ребёнка, что предугадать переворот невозможно. Одни малыши переворачиваются в 3-3,5 месяца, другие – в 5,5-6 месяцев. Но и первый, и второй случай являются нормой.
Я все это рассказал не просто так. После освоения навыка переворота ребенок переходит на следующий этап двигательного развития. У него должна появиться опора на прямые руки.
Симметричная опора на прямые руки
Чтобы после переворота у грудничка была качественная опора на прямые руки, нужно их укреплять. Заниматься этим можно до того, как малыш научился переворачиваться со спины на живот.
Часто из-за недоразвитости мышц рук дети не могут освоить опору на прямые руки. Этот навык необходим для перехода к следующему этапу развития двигательных навыков — ползанию на четвереньках. Отсюда возникают различные необъективные способы ползания: как у раненого, на животе, на ягодицах и т. д.
Массаж в данном случае крайне важен. Он укрепляет и активизирует мышцы ребенка. Для малышей до 6 месяцев массаж рук особенно актуален. После полугода большее внимание стоит уделять упражнениям. Однако массаж рук становится важным элементом общего детского массажа.
Поэтому его я даю во всех своих комплексах «Малышового фитнеса».
Упражнения для кистей рук развития и укрепления плечевого пояса 1 3 года
Проект Дефектология Проф
Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Занятия расслабляют, подготавливают к школьному обучению, налаживают общение со сверстниками, отвлекают от неприятных моментов. На подушечках детских пальчиков находится множество нервных окончаний, стимуляция которых приводит к активации мозговой деятельности. Доказано, гимнастика и массаж влияют на развитие речи, психологических процессов, письменного навыка.
Цели гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года):
- поддержка развития речи;
- стимуляция артикуляционного аппарата;
- умение следить за движущимися объектами;
- развитие психологических процессов;
- освоение ритма;
- улучшение координации движений;
- отработка навыка точного повторения действий.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика позволяет:
- снятие напряжения в мышцах рук и кистей;
- формирование психологических процессов;
- развитие мелкой моторики рук;
- усиление непроизвольного внимания;
- стимулирование речевой активности, расширение словарного запаса.
Для старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры будут полезными:
- подготовка к обучению в школе;
- стимуляция любопытства и познавательной активности;
- развитие мелкой моторики, что благоприятно сказывается на навыках письма;
- обогащение словарного запаса ребенка;
- воспитание творческих способностей.
Как правильно заниматься с малышом
Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления можно проводить дома. Работа будет проходить легче для малыша в присутствии родного человека. Иногда дошкольники боятся сделать неправильное движение руками, выполнить задание неверно, поэтому неактивно работают во время гимнастики в детском саду. В домашних условиях важно проводить гимнастику, учитывая возрастные особенности ребенка.
Комплекс для малышей от года до 3 лет
Особенно полезны пальчиковые гимнастики и игры для детей младшего дошкольного возраста. Занятия способствуют активному становлению и запуску речи. Малышам нравится повторять за взрослым движения, они внимательно слушают стишки и песенки, которые сопровождают упражнения. Применять в игре можно специальную логопедическую картотеку.
При проведении домашних занятий следует помнить о важных правилах:
- Для малышей младшего возраста первые занятия должны длиться не более одной минуты, затем 3-5 минут.
- Родители должны похвалить детей за успехи и не ругать за ошибки.
- Чтобы занятия были интересными, используйте пальчиковую гимнастику, подходящую для возраста.
- Используйте песенки и стишки, которые дети смогут легко повторять, они должны быть короткими и запоминающимися.
- Упражнения следует выбирать постепенно увеличивая сложность: начинать с простых, переходя к более сложным.
Ниже приведенный комплекс поможет развить речь, психологические процессы и мелкую моторику маленьких детей.
Комплекс для малышей 4-5 лет
Гимнастика в среднем дошкольном возрасте важна для развития речи, в этот период малыш начинает активно говорить, пополнять словарный запас. В норме к 4 годам ребенок должен знать до 3000 слов, активно использовать их в разговоре со взрослыми и сверстниками, строить правильно предложения. Дети в 4-5 лет непроизвольно стараются запоминать стихотворения и песенки, которые сопровождают пальчиковые игры, что стимулирует развитие психических процессов. В среднем дошкольном возрасте пальчиковая гимнастика помогает соотносить слово с действием, снимает напряжение после лепки, рисования.
Дошкольникам среднего возраста нравятся упражнения, где необходимо пропеть песенку, выучить стишок, повторять за взрослым. В детском саду уделяют отдельное внимание во время игры тому, как кроха слушает и воспринимает задание, запоминает его. Для проведения занятий можно применять следующий материал:
- карточки с изображениями предметов и природных явлений;
- схемы или картинки с наклонением пальцев;
- иллюстрации, изображающие животных, предметы одежды, мебель и т. д.;
- представления для создания визуального образа.
Развитию речи будут способствовать упражнения, где ребенку нужно будет повторять за взрослым движения и слова. Детям 4-5 лет нравится играть в театр теней, когда нужно изобразить животных, растение. Можно ставить с ребятами небольшие постановки по мотивам изученной сказки.
Комплекс для малышей 5-6 лет
Играть с детьми старшего школьного возраста в пальчиковые игры и проводить гимнастику полезно в качестве подготовки к школе. Осваивать письмо легче, если мелкая моторика рук будет активно развиваться в домашних условиях и школе. Первоклассникам трудно расслабить мышцы кистей, пальцы, что провоцирует сложности в написании простых каллиграфических элементов.
Можно реализовать занятия с детьми, основываясь на материалах, полученных в детском саду: счета, цвета, формы и т. д. Ребятам понравится пальчиковая игра «Твистер», в которой нужно разместить подушечки пальцев на соответствующем цвете, выпадающем в кубиках. Для этой игры потребуется 2 кубика — один с цветами, другой с указаниями пальцев, а также разноцветный лист с кружками. Можно устроить соревнования и играть вместе с родителями или другими детьми.
Используются упражнения на активную работу отдельных пальцев, их соединений.
Использовать в работе с дошкольниками старшего возраста можно не только упражнения и игры, но и специальные массажные мячики. Они тренируют мышцы кисти, расслабляют ее. Важно катать предмет не только на ладони, но и отдельно по каждому пальчику, соединяя их вместе с помощью мяча.
Во время занятий с детьми любого возраста крайне важно придерживаться четких временных рамок и разнообразия упражнений. Для того чтобы обучение было увлекательным и легким для малыша, необходимо ограничивать каждое упражнение до 5 минут, чередуя их с перерывами или самомассажем пальчиков и ладоней.
Игры и специальные гимнастические упражнения рекомендованы для всех малышей дошкольного возраста, поскольку они способствуют всестороннему развитию, активизации речи, творческому самовыражению и улучшению коммуникационных навыков. Очень важно проводить такие занятия не только в детском саду, но и дома, особенно если ребенок имеет задержки в речевом развитии. Частое повторение стихотворений и песен во время игровых занятий поможет ребенку их запомнить. Вскоре после этого малыш сможет начинать повторять слова или целые фразы за взрослым.
Укрепляем слабый плечевой пояс в 5-6 месяцев
Бывает такое, что и в 5-6 месяцев у ребенка слабые руки, в таком случае он только опирается на локти, а пора уже поднимать туловище на прямые руки и пробовать вставать на четвереньки. В этом возрастном периоде можно повторить упражнения, которые применяются в 3 месяца и с учетом возраста можно уже добавить позу четверенек, удерживая ее по несколько секунд, и подъем с живота на четвереньки с опорой на прямые руки. В этом возрасте ребенок уже должен уверенно тянуться за игрушкой одной рукой, опираясь на другую.
Для малышей в возрасте 7-8 месяцев хорошими будут:
1. бокс лежа на животе,
2. отжимания с живота на четвереньки и обратно, с опорой на прямые руки,
3. фиксация позы четверенек, можно с раскачиванием.
Какие могут возникнуть сложности при укреплении плечевого пояса? Конечно же это терпение ребенка. Дети не любят ни интенсивных, ни продолжительных физических нагрузок. Задача специалиста подобрать индивидуально для малыша такую нагрузку, чтобы это было эффективно и терпимо.
Основываясь на своем многолетнем опыте массажиста рекомендую для занятий с ребенком приглашать специалиста. Попытки самостоятельно укрепить верний плечевой пояс ребенку без навыка в этом деле будут иметь маленький результат и негодование ребенка.
Как долго нужно заниматься с ребенком, чтобы укрепить его руки? Каждый случай индивидуален, но, как правило, для достижения результатов потребуется не менее 10-15 качественных занятий гимнастикой.
Отзыв — ребенок со слабым плечевым поясом не держит голову
Вопрос:
Добрый день! Сыну 6 месяцев. Лежать на животе не любит, голову держит, но не долго. На предплечья не опирается, когда сами приподнимаем плечевой пояс и ставим ручки под грудь, он убирает их и располагает вдоль тела. Лежа на животе пытается встать на колени, но из-за того, что не умеет или не хочет опираться на руки, верхняя часть туловища лежит.
Когда я ставлю его на ножки, он начинает отталкиваться, перемещая верхнюю часть тела. Как укрепить мышцы спины? Мы проходили массаж в течение 10 дней, но не заметили улучшений.
У ребенка очень слабый плечевой пояс для 6 месяцев. Нужно укреплять руки. Из упражнений рекомендуется делать бокс лежа на животе, ставить на локти и покачивать в стороны перенося вес поочерёдно перенося вес с одной руки на другую, ставить ребенка на четвереньки поддерживая под грудь, и т.д. Этим должен заниматься с ребенком массажист. Акцент на гимнастику.
То, что вы сходили на массаж, а результат нулевой, это не говорит о бесполезности процедуры, скорее есть другие причины, не делали нужную гимнастику на процедуре, отсюда вопрос к квалификации массажиста, ограничение длительности сеанса и курса поликлиническими условиями, у ребенка может быть состояние мышц требующее запуска их в работу большего времени и сил, большей нагрузки чем ребенок готов выдержать, дать ему не получится. Но обычно это конечно квалификация или опыт специалиста. Поэтому рекомендую повторить курс массажа обязательно с гимнастикой, лучше у другого специалиста.
- Какое время лучше проводить массаж грудничку?
- Польза детского массажа и гимнастики
- Обязан ли грудничок получать массаж?
- Воротниковый массаж для детей
- Малыш не подтягивается за ручки
Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?
Поделитесь!
4 Отзывов
Оксана г.Москва Тушино
Здравствуйте, нашему ребенку 3 месяца, педиатр порекомендовал опираться на ручки, когда он лежит на животе. Как вы к этому относитесь? Мне кажется, что это целесообразно с 5 месяцев.
массажист Алексей Матросов
Оксана, в возрасте 5 месяцев дети уже должны опираться на прямые руки, а в 3 месяца им следует уметь поддерживать себя на локтях. Если ваш малыш не способен это сделать в 3+ месяца, это может указывать на слабость плечевого пояса или чрезмерное напряжение, когда он лежит, расставив руки в стороны. В вашем случае необходимо выяснить, что мешает ребенку опираться на локти, и работать над этим.
Если слабость, то укрепляющие упражнения в виде бокса лежа на животе. Если же тонус у малыша, то преимущественно массаж и пассивные движения в плечевых суставах. В общем желательно чтобы малыша глянул массажи т детский с опытом, чтобы определить состояние ребенка.
Наталия г. Москва Ховрино
Здравствуйте. Ребенок в 4,5 месяца, когда лежит на животе, не опирается на локти и разводит руки в стороны. Как помочь ему правильно ставить руки?
массажист Алексей Матросов
Наталья, для решения этой проблемы необходимо снять напряжение в области лопаток. Это достигается с помощью массажа и пассивных движений в плечевом поясе, что лучше делать с помощью массажиста. Вы можете самостоятельно фиксировать ребенка на несколько минут с опорой на локти несколько раз в день. Однако помните, что малыш должен комфортно себя чувствовать в этой позе, и если он начинает плакать, лучше отпустить его, чтобы массажист мог продолжить работу.