Кривошея у ребенка в возрасте трех с половиной лет может оказывать значительное влияние на развитие речи. Из-за ограничения движений головы и неравномерного развития мышц шеи может нарушаться восприятие окружающего мира и, как следствие, коммуникация с другими детьми и взрослыми. Важно своевременно диагностировать это состояние, чтобы предотвратить его негативные последствия для речевого развития.
После диагностики кривошеи необходимо незамедлительно начать соответствующее лечение и реабилитацию. Это может включать физическую терапию, которая поможет улучшить подвижность шеи и предотвратить асимметрию. Также важно проводить занятия по развитию речи с логопедом, что поможет ребенку преодолеть возможные задержки в речевом развитии и улучшить коммуникационные навыки.
- Определение кривошеи: Кривошея – это нарушение, при котором ребенок наклоняет голову в одну сторону, что может влиять на его общее развитие и речевые навыки.
- Возраст диагностики: Важно диагностировать кривошею на ранних стадиях, предпочтительно в возрасте до трех с половиной лет, чтобы вмешательство было наиболее эффективным.
- Влияние на развитие речи: Кривошея может затруднять отдых и внимание ребенка, что негативно сказывается на логопедических навыках и речевом развитии.
- Методы диагностики: Для диагностики используется осмотр врача, а также возможные дополнительные исследования, такие как УЗИ или рентген.
- План лечения: Рекомендуется комплексный подход к лечению, включая физиотерапию, коррекционные занятия и, в некоторых случаях, хирургическое вмешательство.
- Поддержка родителей: Родителям стоит активно участвовать в реабилитации ребенка и сотрудничать с врачами для достижения наилучших результатов.
Как связаны родовые травмы шеи и нарушения детского развития (аутизм, ЗРР, ЗПР)?
Одной из распространённых причин особенностей развития у детей можно считать родовую травму. Это вполне объяснимо, поскольку процесс рождения, независимо от того, был он естественным или с помощью кесарева сечения, всегда наносит определённую травму младенцу.
Если не принимать в расчет серьёзные травмы, такие как переломы ключиц, разрывы спинного мозга или повреждения мозга, ведущие к ДЦП, то чаще всего в процессе родов страдает шея.
Кажется, что шея не так важна, главное, чтобы мозг остался невредимым! Хотя мозг безусловно является одним из важнейших органов, при травмах шеи страдает структура, которая на первый взгляд не столь критична для речевого развития и интеллекта — продолговатый мозг, который является частью ствола мозга. Продолговатый мозг связывает спинной и головной мозг, регулируя жизненно важные процессы, такие как кровообращение и дыхание. Его повреждение может привести к быстрой смерти.
Помимо центров жизнеобеспечения, продолговатый мозг содержит некоторые другие отделы, повреждение которых даёт типичную картину нарушений развития, в особенности проблем с речью:
Ядро оливы связано с мозжечком и является промежуточным звеном в поддержании равновесия. При травмах этой области у детей могут возникнуть проблемы с балансом: в раннем возрасте они могут часто падать без видимой причины, а позже проявлять неуклюжесть.
Кривошея у ребенка — это не просто физическое отклонение, но и проблема, которая может оказать значительное влияние на развитие ребенка в различных аспектах, включая речь. На своем опыте могу сказать, что диагностика кривошеи в возрасте трех с половиной лет очень важна. В этом возрасте часто происходит активное развитие речи, и любые физические ограничения, такие как искривление шеи, могут затруднить физическую экспрессию. Ребенок может испытывать трудности с произношением слов, если у него возникают дискомфортные ощущения или нарушения в координации движений головы и шеи.
При выявлении кривошеи у ребенка в три с половиной года важным шагом является комплексное обследование. Я рекомендую родителям не ограничиваться только осмотром у педиатра, но также обращаться к неврологу и ортопеду. Такой подход позволит исключить сопутствующие проблемы и разработать индивидуальную программу лечения. Это может включать физиотерапию, массаж и специальные упражнения, направленные на коррекцию положения головы и шеи. Своевременная диагностика и лечение в этом возрасте могут существенно облегчить трудности с речью и способствовать обеспечению более гармоничного развития детей.
Следующим шагом после диагностики и принятия мер по лечению кривошеи является наблюдение за прогрессом ребенка. Я всегда советую родителям активно включаться в реабилитационный процесс, поддерживая связь с логопедом, который сможет следить за развитием речи и давать рекомендации по дополнительным упражнениям. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и степень влияния кривошеи на развитие речи может различаться. Регулярные проверки и коррекция терапии в зависимости от прогресса помогут минимизировать возможные задержки в речи и способствовать полноценному развитию ребенка в будущем.
Что касается ядер черепных нервов — с 9 по 12 пару — их повреждение может вызывать следующие проблемы:
- Языкоглоточный нерв: затруднения при жевании и глотании, трудности с перемещением еды во рту и частичная утрата вкусовых ощущений;
- Блуждающий нерв: слюнотечение, проблемы с глотанием, ослабление голоса и «носовая» речь;
- Добавочный нерв: трудности с поднятием рук выше плеч, отсутствие возможности пожимать плечами и неровные жесты типа «да/нет» (например, ребенок может кланяться вместо кивки головой);
- Подъязычный нерв: речь «как с кашей во рту», неспособность свести губы в трубочку для дуновения на свечи или надувания шариков, язык может отклоняться в сторону при высовывании.
Ретикулярная формация (РФ) состоит из нейронов, отвечающих за активацию мозговой коры. Эта система действует как фильтр, оценивающий важность получаемых сигналов — всё, что мы видим, слышим или чувствуем, сначала попадает в РФ для оценки, прежде чем мозг решит, как реагировать.
Если происходит сбой в работе ретикулярной формации, могут проявляться характерные симптомы:
- Отсутствие сортировки на важные/неважные стимулы — мозг страдает от избытка информации, что приводит к сенсорной перегрузке, характерной для РАС;
- Проблемы с поддержанием внимания — ребёнку сложно сосредотачиваться на занятиях, его внимание уходит на посторонние звуки;
- Нарушения поведения и эмоциональная неустойчивость (агрессия, гиперактивность, тревожность и пр.);
- Проблемы со сном — такие малыши обычно капризничают при засыпании, часто просыпаются, а иногда и слишком вялыми и сонными;
- Нарушения обработки сигналов от органов чувств — возможны как повышенная чувственность, так и её снижение.
Что же со всем этим делать?
Если у ребёнка были какие-то видимые травмы шеи, например, кривошея, то безусловно стоит работать над восстановлением правильного положения мышц и позвоночника, так как любые значительные сдвиги/смещения в области шеи будут мешать нормальному кровоснабжению мозга и дальше вредить его развитию.
Несмотря на это, существуют и «незаметные» травмы, такие как подвывих атланта (первого шейного позвонка). Иногда люди живут с этой проблемой много лет, а иногда небольшое смещение, хотя и не повреждает продолговатый мозг, может мешать его нормальному развитию из-за нарушения местного кровообращения.
Подвывих атланта часто наблюдается в случае стремительных родов или если акушеры неаккуратно помогали ребёнку при кесаревом сечении, использовали ротационные манёвры или вакуумный экстрактор. Однако нередко он возникает из-за неаккуратного обращения с малышом, например, когда родители не поддерживают его голову или неосторожно трясут малыша.
Устранить последствия этой травмы достаточно сложно, необходим длительный процесс реабилитации. Родители могут получить рекомендации посетить остеопатов или мануальных терапевтов.
С одной стороны, подобные методы могут сработать, но в то же время они часто бывают рисковыми; 100% гарантии результата никто не даст, а шея — очень чувствительное и важное место, и неумелые действия могут усугубить ситуацию.
Говоря о коррекции нарушений развития в результате такой травмы, следует понимать, что это требует длительного и тщательного восстановления.
Если на черепные нервы не действует что-то постоянно их разрушающее (опухоли, кровоизлияния, яды и прочее), то работа с ними традиционными реабилитационными способами (логомассаж, артикуляционная гимнастика, витамины) постепенно приводит к их по меньшей мере частичному восстановлению.
Ретикулярная формация представляет собой древнюю и обширную сеть нейронов, разработанную природой так, чтобы в случае повреждения определённых её участков, остальные могли взять на себя часть функций.
Продолговатый мозг, хотя и важен для речи, поведения и обучения, не связан непосредственно с когнитивными способностями (это больше связано с функциями коры). Поэтому, даже если мы рассматриваем его как источник нарушений, дети могут сохранять интеллектуальные способности, а значит, всегда есть смысл в довольно длительной коррекции.
Куда обращаться?
Некоторые родители считают, что если их ребёнок плохо разговаривает в 3 года, ему следует сразу же записаться к логопеду. Однако важно осознавать, что эти специалисты учат детей правильно произносить звуки и слова, в то время как для решения проблемы сначала необходимо установить её первопричину.
Лечением ЗРР занимаются такие доктора:
- логопед;
- дефектолог (занимается речевым развитием детей с различными отклонениями);
- невролог (врачи, имеющие дело с нарушениями головного мозга);
- ЛОР (врач, занимающийся болезнями ушей, носа и горла);
- психолог (работает над развитием мелкой моторики, памяти и помогает справиться с психологическими травмами).
Логопеды не занимаются диагностикой. Родителям следует обратиться к своему педиатру, который исследует анамнез и направит на необходимые диагностические процедуры.
Методы устранения ЗРР
Существует множество методов устранения задержки речевого развития. Сюда входят медикаментозное лечение, физиотерапия, специальные упражнения и массаж. Подбор метода осуществляется на основании выявленной причины проблемы.
Если задержка речевого развития объясняется социально-педагогическими факторами, необходимо создать подходящую атмосферу. Дефектологи и логопеды разрабатывают различные задания, применяют технические средства реабилитации.
Если задержка связана со слабостью лицевых мышц, будет полезен логопедический массаж.
Он способствует укреплению мышц рта и ушей. В индивидуальных случаях может быть уместен зондовый массаж по методу Новиковой. Иногда врачи рекомендуют проводить занятия на ипподроме или в дельфинарии.
Приобретенная кривошея у новорождённого ребёнка: как не спутать с врождённой?
Это вид кривошеи встречается чаще врождённой. Главное отличие в том, что ребёнок не рождается с этой патологией, а приобретает из-за неправильных действий взрослых или гипертонуса мышц.
Среди распространённых форм приобретённой кривошеи можно выделить:
- привычный наклон головы или установочная кривошея. Я уже упоминал об этом в статье «Привычный наклон головы». Вкратце, этот наклон возникает, если ребёнка носили, укладывали или размещали игрушки с одной стороны, в результате чего он не имел необходимости поворачивать голову в другую сторону;
- ложная кривошея, развивающаяся из-за повышенного тонуса электроника с одной стороны. Гипертонус может затрагивать не только шею, но и другие части тела, например, у новорождённых часто сжаты fists и согнуты руки и ноги.
Какой бы ни была форма приобретённой кривошеи, её нельзя игнорировать. Без лечения в будущем могут возникнуть асимметрия лица, нарушения осанки и прочие нежелательные последствия.
Способы лечения ЗРР в 4 года
Коррекция задержки речевого развития у детей в возрасте 4 лет осуществляется при участии логопеда, невролога, психолога и ЛОР-врача. Вначале проходит диагностика, в ходе которой специалисты определяют источник проблемы, исследуют анамнез, родовой процесс и послеродовой период. Анализируется амбулаторная карта, предшествующие болезни и особенности физического и нервно-психического развития.
Далее следует этап аппаратных методов обследования для уточнения диагноза и исключения органической патологии уха, головного мозга, органов артикуляции. Проводятся электроэнцефалография, рентген, МРТ или КТ головного мозга, аудиометрия. После выставления точного диагноза приступают к лечению ЗРР в 4 года: оно должно быть комплексным, с использованием различных методов.
- Медикаментозная терапия — ноотропы, седативные препараты, витамины и фитопрепараты;
- Логопедическая коррекция — массаж языка, губ и мышц лица, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения;
- Физиотерапевтические процедуры, такие как магнитотерапия и иглорефлексотерапия;
- Общий массаж;
- Лечебная физкультура.
Все лечебные мероприятия назначаются специалистом, который учитывает особенности задержки речевого развития у вашего ребёнка и подбирает индивидуальную схему лечения. Самовольное назначение препарата, даже растительного происхождения, изменение дозировки или прекращение приёма — недопустимы.
Ключевым компонентом успешного лечения является устранение первопричины проблемы. Следует избегать конфликтов, ссор и чрезмерного умственного и физического напряжения.
Если начать коррекционную программу вовремя, а также учесть отсутствие тяжелых неврологических и психических заболеваний и активное участие как ребенка, так и родителей в процессе лечения, то прогноз будет благоприятным. У детей исчезает неправильное произношение звуков, они начинают говорить грамотно, ясно и выразительно. Дети учатся правильно задавать вопросы и отвечать на них. Со временем расширяется их словарный запас.
Малыш с диагнозом ЗРР уже 4 года находится под наблюдением специалистов. Они контролируют его развитие речевых навыков, чтобы предотвратить рецидивы заболевания. В случае их возникновения важно начать лечение как можно скорее.
Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года
Коррекция задержки речевого развития у детей в возрасте четырех лет — это задача для квалифицированных специалистов, играющих ключевую роль, но не стоит забывать о значении родительского участия. Обстановка в семье оказывает влияние на состояние ребенка и его речевое развитие. Конфликты и ссоры, даже если ребенок в них не замешан, могут негативно сказаться на его психическом состоянии и замедлить развитие.
К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.
Другим важным аспектом является наличие в окружении ребенка людей с неправильной речью. Ребенок может начать подражать им, что только ухудшит его собственную речь. Специалисты советуют оградить малыша от общения с такими людьми, поэтому родители должны говорить ясно, правильно и медленно, избегая детского «слюнявого» языка и искаженных слов — это правило должно соблюдаться всеми членами семьи.
Чрезмерная опека также может негативно сказаться на речевом развитии детей четырех лет. Не следует требовать от ребенка невозможного, ведь каждый развивается с индивидуальной скоростью. Пытаясь равномерно заполнить расписание малыша занятиями, не оставляя ему времени для отдыха, вы можете вызвать стресс, что в свою очередь приведет к появлению других проблем, таких как заикание или нарушения сна.
Советы родителям
Однако забывать о развитии малыша также не стоит. Уделяйте время занятиям с ним, но делайте это умеренно. Попросите логопеда продемонстрировать упражнения и массажные техники, которые можно выполнять дома. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок был в хорошем настроении и сытым, когда вы занимаетесь.
Проветривайте помещение, уберите из поля зрения всё, что его может отвлечь, выключите телевизор.
Вот некоторые упражнения, которые вы можете выполнять самостоятельно:
- пальчиковая гимнастика в игровой форме, с потешками или под музыку;
- творческая деятельность: лепка, рисование, пазлы, работа с конструктором и бисероплетение. Выбирайте активности, которые нравятся вашему ребенку, чтобы развивать его мелкую моторику;
- массаж: общий, ручной, лицевой, но предварительно проконсультируйтесь со специалистом;
- возрастные развивающие игры – покупайте различные игры, чтобы сохранить интерес к занятиям. Они способствуют развитию не только речи, но и памяти, мышления и аналитических навыков;
- логоритмика: двигайтесь под ритмичную музыку, произнося при этом слова.
Читайте ребенку сказки, развивайте умение пересказывать. Общайтесь с ним в течение дня: задавайте вопросы и побуждайте его спрашивать вас. Учите вместе стихи и скороговорки.
Ограничьте время, потраченное на просмотр телевизора, и не допускайте его просмотр программ, содержащих насилие, такие как боевики. Вместо этого предложите гулять и играть на свежем воздухе.
Помните, что чем раньше вы начнете коррекционное лечение, тем быстрее увидите положительные результаты. Наблюдайте за развитием речевых навыков вашего ребенка с самого раннего возраста, начиная с этапа, когда он начинает простые звуки. Если замечаете какие-либо отклонения — не откладывайте обращение к специалисту. Если вашему ребенку поставлен диагноз ЗРР в 4 года, внимательно следуйте указаниям врачей и выполняйте их рекомендации.